География для всех

вторник, 18 мая 2010 г.

Тема 6.

Главные научные знания.


1. ЭГП стран зарубежной Европы определяется двумя главными чертами. Во-первых соседским положением этих стран по отношению друг к другу. При сравнительно небольших размерах территории, малой ее «глубине» и хорошей транспортной проходимости эти страны либо непосредственно граничат, либо разделены небольшими расстояниями. К тому же их границы проходят преимущественно по таким природным рубежам, которые не создают значительных препятствий для транспортных связей. Во-вторых, приморским положением подавляющего большинства стран, многие из которых расположены вблизи от самых оживленных морских путей. В западной части региона нет места, удаленного от моря более чем на 480 км, в восточной – на 600 км.
География природных ресурсов: в северной части зарубежной Европы распространены как рудные полезные ископаемые, связанные с Балтийским щитом и зоной герцинской складчатости, так и топливные, «привязанные» прежде всего к осадочному чехлу платформы и ее краевым прогибам. В южной части преобладают рудные месторождения как магматического, так и осадочного происхождения, но запасы природных ресурсов здесь значительно меньше. Гидроэнергетические ресурсы зарубежной Европы довольно велики, но приходятся в основном на районы Альп, Скандинавских и Динарских гор. Во многих странах они уже почти полностью использованы.
Население: в последнее время население зарубежной Европы стала возрастать очень медленно. Это объясняется тем, что для воспроизводства населения региона характерна сложная демографическая ситуация. В 15 странах происходит убыль населения, депопуляция, которую не могут предотвратить и меры демографической политики. Одновременно менянтся и возрастной состав населения, растет доля пожилых людей.
2. Зарубежная Европа занимает первое место в мировом хозяйстве по размерам промышленного производства, по экспорту товаров и услуг, по запасам золота и валюты, по развитию международного туризма. Экономическую мощь региона в первую очередь определяют четыре страны, входящие в «большую семерку» стран Запада – ФРГ, Франция, Великобритания и Италия. Именно эти страны обладают наиболее широким комплексом различных отраслей и производств. Малые и средние страны зарубежной Европы особенно широко втянуты во всемирные экономические отношения.
3. Машиностроение – ведущая отрасль промышленности зарубежной Европы, которая является его родиной. Машиностроение, ориентирующееся прежде всего на трудовые ресурсы, научную базу и инфраструктуру, более всего тяготеет к крупным городам и агломерациям, включая столичные. Но при этом для каждой из многочисленных подотраслей самого машиностроения типичны свои особенности ориентации. Но есть и такие районы и даже целые страны, в которых машиностроение очень рассредоточено. В ФРГ, Бельгии, Нидерландах, Великобритании, Чехии предприятия этой отрасли имеются почти в каждом городе.
Химическая промышленность в зарубежной Европе занимает второе место после машиностроения. В особенности это относится к самой «химизированной» стране не только этого региона, но и всего мира – ФРГ. До второй мировой войны химическая промышленность ориентировалась главным образом на каменный и бурый уголь, калийные и поваренные соли, пириты и размещалась в районах их добычи. Переориентация отрасли на углеводородное сырье привела к тому, что она сдвинулась «к нефти». В западной части региона этот сдвиг нашел выражение прежде всего в возникновении крупных центров нефтехимии в эстуариях Темзы, Сены, Рейна, Эльбы, Рона, где эта отрасль сочетается с нефтепереработкой. В восточной части региона сдвиг «к нефти» привел к созданию НПЗ и нефтехимических комбинатов на трассах магистральных нефте- и газопроводов.
В топливно – энергетическом хозяйстве большинства стран зарубежной Европы ведущее место заняли нефть и природный газ, как добываемые в самом регионе (Северное море), так и импортируемые из развивающихся стран, из России. Добыча и потребление угля в Великобритании, ФРГ, Франции, Нидерландах, Бельгии резко сократилось. В восточной части региона ориентация на уголь еще сохраняется, причем не столько на каменный (Польша, Чехия), сколько на бурый. На угольные бассейны ориентируется и большинство ТЭС. Но они построены также в морских портах (на привозном топливе) и в крупных городах. Все большее воздействие на структуру и географию электроэнергетики – особенно во Франции, Бельгии, ФРГ, Великобритании, Швеции, Чехии, Словакии, Венгрии, Болгарии – оказывает сооружение АЭС, которых в регионе уже более 80. На Дунае и его притоках, на Роне, верхнем Рейне, Дуэро сооружены ГЭС или их каскады.
Металлургическая промышленность зарубежной Европы в основном сформировалась еще до начала эпохи НТР. Черная металлургия получила развитие прежде всего в странах, обладающих металлургическим топливом и (или) сырьем, - ФРГ, Великобритании, Франции, Испании, Бельгии, Люксембурге, Польше, Чехии. Важнейшие отрасли цветной металлургии – алюминиевая и медная промышленность. Производство алюминия возникло как в странах, располагающих запасами бокситов (Франция, Италия, Венгрия, Румыния, Греция), так и в странах, где нет алюминиевого сырья, но вырабатывается много электроэнергии (Норвегия, Швейцария, ФРГ, Австрия).
Лесная промышленность, ориентирующаяся прежде всего на источники сырья, превратилась в отрасль международной специализации Швеции и Финляндии, которые давно уже образуют главный «лесной цех» региона.
Легкая промышленность, с которой начиналась индустриализация зарубежной Европы, в значительной мере утратила свое былое значение. В последнее время легкая промышленность смещается в Южную Европу, где еще есть резервы дешевой рабочей силы. Так, Португалия превратилась едва ли не в главную «швейную фабрику» региона. А Италия по производству обуви уступает только Китаю. Во многих странах сохраняются также богатые национальные традиции в производстве мебели, музыкальных инструментов, изделий из стекла, металла, украшений, игрушек и т.д.
4. Главные отрасли сельского хозяйства зарубежной Европы – растениеводство и животноводство, которые распространены повсеместно, сочетаясь друг с другом. Под воздействием природных и исторических условий в регионе сложились три основных типа сельского хозяйства: 1) североевропейский, 2) среднеевропейский и 3) южноевропейский. Для североевропейского типа, распространенного в Скандинавии. Финляндии, Великобритании, характерно преобладание интенсивного молочного животноводства, а в обслуживающим его растениеводстве – кормовых культур и серых хлебов. Среднеевропейский тип отличается преобладанием животноводства молочного и молочно-мясного направления, а также свиноводства и птицеводста. Для южноевропейского типа сельского хозяйства характерно значительное преобладание растениеводства, тогда как животноводство играет второстепенную роль. Хотя главное место в посевах занимают зерновые культуры, международная специализация Южной Европы определяется в первую очередь производством фруктов, цитрусовых, винограда, оливок, орехов, табака, эфиромасличных культур. Побережье Средиземного моря – главный «сад» Европы.
5. региональная транспортная система зарубежной Европы относится к западноевропейскому типу. По дальности перевозок она на много уступает системам США и России. Зато по обеспеченностью транспортной сетью стоит далеко впереди, занимая первое место в мире. Очень высока и густота движения, велика роль международных и транзитных перевозок. Сравнительно небольшие расстояния стимулировали развитие автомобильного транспорта, который теперь играет главную роль в перевозке не только пассажиров, но и грузов. Сеть железных дорог в большинстве стран сокращается, и крупные новостройки в 50 – 70-х гг. были характерны только для некоторых стран Восточной Европы (Польша, Югославия, Албания). В местах пересечения сухопутных и внутренних водных путей возникли крупные транспортные узлы. По существу, такими узлами являются и морские порты, обслуживающие прежде всего международные перевозки. Многие мировые порты (Лондон, Гамбург, Антверпен, Роттердам, Гавр) находятся в устьях-эстукриях рек, которые связывают их с глубинными районами. Все они фактически превратились в единые портово-промышленные комплексы. Для них характерно развитие отраслей морского хозяйства и особенно так называемой «портовой промышленности», работающей на привозном, заморском сырье. Самый крупный из них – Роттердам.
6. территориальная структура населения и хозяйства зарубежной Европы в основном сложилась еще в 19 веке, когда едва ли не главным фактором размещения был природно-ресурсный, и когда возникли угольно-металлургические районы Великобритании, Франции, Германии, Бельгии, Польши, Чехии и других стран. После Второй мировой войны наибольшее влияние на эту структуру оказали факторы трудовых ресурсов и выгод ЭГП, а в последнее время также факторы наукоемкости и экологический фактор. Всего в регионе насчитывается примерно 400 городских агломераций и около 100 промышленных районов. Самые значительные из них находятся в пределах «центральной оси» развития, простирающейся по тоерритории восьми стран. Ее стержнем служит «главная улица Европы»- линия Рейн – Рона.
7. Хотя зарубежная Европа представляет собой самый небольшой по размерам территории регион мира, она внутренне весьма неоднородна. Поэтому в ее пределах обычно выделяют отдельные части, или, субрегионы, - либо два, либо четыре. При подразделении на два субретиона различают Западную и Центрально-Восточную Европу. В состав Западной Европы входят 24 государства общей площадью 3,7 млн. кв. км, с населением 380 млн. человек. Эти страны, давно уже вступившие на путь рыночной экономики, называют капиталистическими. В состав Центрально-Восточной Европы входят 15 стран, занимающих территорию около 1,7 млн. кв. км, с населением 130 млн. человек. Это постсоциалистические страны. Наряду с этим в географической литературе зарубежную Европу принято подразделять на четыре субрегиона: Северную, Западную, Южную и Восточную Европу. В данном случае к Северной Европе относят Скандинавские страны, Данию, Финляндию и страны Балтии; к Западной – ФРГ, Францию, Великобританию, страны Бенилюкса, Австрию и Швейцарию; к Южной – все Средиземноморские страны; а к Восточной – Польшу, Чехию, Словакию, Венгрию, Румынию и Болгарию.
8. Федеративная Республика Германия была образована в сентябре 1949 г. путем объединения американской, английской и французской зон оккупации Германии после ее поражения во Второй мировой войне. ФРГ – самое мощное в экономическом отношении государство зарубежной Европы. Эта страна входит в состав «большой выпакёсемерки» стран Запада. Она играет значительную роль не только в европейской, но и в мировой экономике и политике. Важнейшая особенность ЭГП ФРГ – его центральность, расположение на перекрестке трансъевропейских торгово-транспортных путей широтного и меридионального направлений, наличие широкого выхода к Балтийскому и Северному морям, возможность использовать такие международные реки, кА Рейн и Дунай, прямое сухопутное соседство с девятью странами Западной, Северной и Восточной Европы. Объединение страны привело к улучшению как экономико-географического, так и геополитического положения ФРГ. Хозяйство ФРГ достигло очень высокого уровня развития. По общему объему ВВП страна уступает только США, Китаю и Японии, а по показателю ВВП из расчета на душу населения входит в «первую десятку» ведущих стран мира. Структура экономики ФРГ убедительно свидетельствует о том, что эта страна находится на постиндустриальной стадии развития. Как член ЕС ФРГ принимает самое активное участие в западноевропейской интеграции. Главную роль в экономике страны играют ТНК. Внешние экономические связи имеют для ФРГ как для страны с открытой экономикой исключительно большое значение. По общему обороту внешней торговли страна занимает второе место в мире после США. Она является также одним из крупнейших в мире экспортеров капитала. Наиболее тесные внешнеэкономические связи ФРГ поддерживает с другими странами-членами ЕС, с США, Японией, Канадой. Среди стран СНГ главным ее торгово-экономическим партнером выступает Россия.
9. 1) Западноевропейский тип города: в центре такого города обычно находится главная площадь с ратушей и собором, от которого радиально расходятся узкие улицы старого города. В старом городе обычно сохраняются архитектурно-исторические достопримечательности. В остальных частях преобладает современная застройка.
2) Субурбанизация – это процесс роста пригородных зон городов и городов-спутников, который происходит значительно более быстрыми темпами и приводит к оттоку населения и мест приложения труда из их центральных частей.
3) Для портово-промышленного комплекса характерно развитие отраслей морского хозяйства и особенно так называемой «портовой промышленности», работающей на привозном заморском сырье.
4) Столичные регионы – это высокоразвитые районы, которые концентрируют новейшие отрасли промышленности, инфраструктуру, культуру и сферу услуг.

Комментарии: 0:

Отправить комментарий

Подпишитесь на каналы Комментарии к сообщению [Atom]

<< Главная страница