География для всех

вторник, 18 мая 2010 г.


Главные научные знания

Тема №9 (стр. 328)


1) ЭГП США весьма выгодное, на всех этапах оно благоприятствовало развитию страны. Это объясняется прежде всего наличием широкого фронта морских границ (12 тыс. км.), прекрасных естественных гаваней и особенно положением основной территорией между двумя океанами. Сухопутные границы с Канадой и Мексикой проходят по условным линиям, рекам и озерам, способствуя развитию торгово-экономических связей.
В последнее время заметно возросли внутренние миграции населения, в первую очередь пенсионеров, из штатов Севера («снежный пояс») в штаты Юга («солнечный пояс»). В целом быстрее всего растет население Техаса, Флориды и особенно Калифорнии. Размещение населения США определяется прежде всего географией городов, общее число которых достигает почти 9 тысяч.
Бассейны и месторождения полезных ископаемых широко распространены по всей стране; так, запасы угля и нефти разведаны более чем в 30 штатах. Исходя из особенностей тектонического строения территорию США можно разделить на две большие части: восточную (платформенную) и западную (складчатую). Главное богатство восточной части – топливные полезные ископаемые; западной – рудные.

2)
В США представлены все основные типы сельского хозяйства,
встречающиеся в экономически развитых странах; ученые
выделяют в стране 13 таких типов. При этом огромное разнообразие природных условий, высокая товарность, развитие транспорта, обеспечивающего массовые перевозки сельскохозяйственных грузов, создали предпосылки для довольно узкой специализации не только отдельных ферм, но и целых районов, которые в США принято называть сельскохозяйственными поясами. Это пшеничный пояс, сформировавшийся на Великих равнинах, с очень высоким уровнем механизации ферм – настоящих «зерновых фабрик», нередко занимающих многие тысячи гектаров. Это кукурузный пояс, возникший на севере Центральных равнин, где почвенно-климатические условия исключительно благоприятны для выращивания данной культуры. Это молочный пояс в Приозерье и штатах Северо-Востока. Это хлопковый пояс, сложившийся по нижнему течению Миссисипи. Это пояс животноводства но ранчо в южной части Великих равнин и в Горных штатах. Можно говорить также о специализированных районах выращивания табака, арахиса, риса, фруктов и овощей.

3) Все ведущие отрасли промышленности получили развитие во многих штатах. Но на таком фоне обычно резко выделяются два-три штата. Это относится к топливно-энергитической промышленности. Уголь добывается более чем в 15 штатах, но главные «угольные штаты» - Кентукки, Западная Виргиния, Пенсильвания. Электроэнергия вырабатывается во всех штатах страны, но самые крупные «кусты» электростанций возникли в штатах Теннеси и Вашингтон. То же относится и к черной металлургии, которая зародилась на Севере страны и до сих пор концентрируется главным образом в таких штатах, как Иллинойс, Индиана, Огайо, Пенсильвания, Мэриленд. В цветной же металлургии главная роль принадлежит Горным штатам. Размещение машиностроения в основных чертах совпадает с размещением городов и агломераций. Станкостроение сосредоточенно главным образом в пределах Приозерного и Северо-Восточного мегаполисов, сельскохозяйственное – Приозерного, судостроение – Северо-Восточного, электронное есть во всех трех мегаполисах. Химическая промышленность представлена во многих десятках центров, но повышенная концентрация ее в отдельных районах страны тоже очень характерна. Текстильная промышленность мигрировала из североатлантичевких штатов в южноатлантические, ближе к районам более дешевой рабочей силы, районам производства хлопка и синтетического волокна, рынкам сбыта. В такой стране, как США, можно выделить много промышленных районов разного ранга. Крупнейшие среди них три – Нью-Йоркский, Лос-Анджелеский и Чикагский.
Страна обладает большими земельными ресурсами и выгодной структурой земельного фонда; обрабатываемые земли, луга и пастбища занимают почти ½ основной территории США. На слабо всхолмленных плодородных центральных равнинах распашка иногда достигает 80-90%. Неблагоприятные для сельского хозяйства земли преобладают только на Аляске, в высокогорных и пустынных районах пояса Кордильер. Температурные условия позволяют выращивать на территории США все сельскохозяйственные культуры умеренного и субтропического поясов, а на юге Флориды и на Гавайях – тропические культуры.
Каркас транспортной сети США образуют трансконтинентальные магистрали широтного и меридионального направлений, протягивающиеся от Атлантического до Тихого океана и от канадской до мексиканской границы. На него как бы накладывается сеть водных путей. В широтном направлении это прежде всего система реки Святого Лаврентия и Великих озер. В меридиональном направлении это река Миссисипи. В местах пересечения сухопутных и водных магистралей и воздушных линий образовались крупные транспортные узлы.

4) США делятся на четыре макрорайона: Северо-Восток, Средний Запад, Запад и Юг.
Северо-Восток – самый небольшой по площади макрорайон, но его роль в жизни страны была и остается исключительно важной. Именно на Северо-Востоке зародился промышленный пояс США, превративший этот район в «мастерскую нации». Географический рисунок его хозяйства и расселения в первую очередь определяет Северо-Восточный мегаполис, который часто называют «Главной улицей» страны. На ней находятся экономическая столица страны – Нью-Йорк и ее политическая столица – Вашингтон.
Средний Запад был уже освоен в 19 веке. Территория промышленного пояса от Нью-Йорка и Бостона постепенно продвинулась к западу, охватив Приозерье, которое иногда называют «американским Средиземноморьем». Здесь на базе богатых ресурсов топлива и сырья и выгод ЭГП сформировались такие крупные промышленные центры, как Чикаго, Детройт, Кливленд. Богатство Среднего Запада составляют также исключительно благоприятные почвенные и агроклиматические условия. Вот почему Средний Запад давно уже превратился в настоящую житницу страны.
Американский Юг долгое время развивался значительно медленнее Северо-Востока и Среднего Запада, прежде всего из-за преобладания рабовладельческого плантационного хозяйства. В течение полутора веков это были владения «короля-хлопка». И впоследствии Юг служил аграрно-сырьевым придатком более развитых макрорайонов. Но в последние десятилетия регион занял первое место в стране по добыче нефти, природного газа, угля, фосфоритов, по мощности электростанций, нефтехимических комбинатов. Здесь теперь концентрируется 9/10 выпуска тканей, табачных изделий.
Запад – самый молодой по времени освоения макрорайон США и самый большой по территории. Поэтому контрастность в его пределах выражена особенно сильно. Долгое время Запад специализировался на добывающей промышленности и пастбищном животноводстве. Быстрое его развитие началось лишь после Второй мировой войны, и с тех пор по темпам экономического роста он обгоняет остальные макрорайоны. Запад внутренне неоднороден.

5) Канада – второе по площади государство после России. С севера на юг ее территория протягивается на 4600 км, с востока на запад – на 5100 км. Канада выходит к трем океанам, и общая протяженность ее береговой линии (около 250 тыс. км.) не имеет себе равных во всем мире. ЭГП Канады в значительной мере определяется наличием очень протяженной сухопутной границы с США на юге и широких выходов к Атлантическому и Тихому океанам. Население Канады немногим превышает 30 млн. человек. Канада – высоко урбанизированная, высокоразвитая страна с рыночной экономикой, достигшая постиндустриальной стадии развития. Она входит в состав «большой семерки» стран Запада и НАФТА. И по общим размерам ВВП и по ВВП из расчета на душу населения Канада относится к первой десятке стран мира.
6) 1. Североамериканский тип города отличается специфическими чертами, большинство которых объясняются относительной молодостью городов. Для американских городов характерна четкая прямоугольная планировка. Обычно выделяется центральный деловой район, или «даунтаун».
2. «Вторая экономика» США – это большое число различных производств, созданных в других странах с помощью своих прямых зарубежных инвестиций.
3. Валовой национальный продукт (ВНП) – это ВВП за вычетом прибылей иностранных компаний в данной стране, но с добавлением прибылей, полученных предпринимателями данной страны за границей.
4. Постадийная специализация – это расчленение единого производственного процесса на отдельные звенья.
5. Для североамериканского типа транспортной системы характерны развитие всех видов транспорта, большие размеры перевозок грузов и пассажиров, большая дальность этих перевозок, особенно важная роль автомобильного транспорта.
6. Очаговый тип освоения территории характерен для районов нового освоения.

Комментарии: 0:

Отправить комментарий

Подпишитесь на каналы Комментарии к сообщению [Atom]

<< Главная страница